Наконец, на сайте Системы обеспечения законодательной деятельности разместили текст поправок к Конституции РФ, за которые вот-вот будет голосовать Государственная Дума, а государствообразующий российский народ затем будет одобрять.

Карточка законопроекта тут, текст поправок ко второму чтению тут

Продолжаем читать поправки в Конституцию.

12) статью 79 изложить в следующей редакции:
"Статья 79
Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами Российской Федерации, если это не влечет за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации.";
Тут добавилось предложение "Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации".

В связи с этим вопросик. Первое предложение этой статьи говорит, что участие в международных договора и межгосударственных объединениях не должно противоречить основам конституционного строя. Второе предложение говорит о том, что противоречащие Конституции положения международных договоров в каком-то истолковании не подлежат исполнению. Масло масляное, не находите?

Впрочем, "не подлежат ИСПОЛНЕНИЮ" это нечто новенькое. То есть они как бы применяются, но не исполняются, да? (Хитро!)

13) главу 4 дополнить статьей 79.1 следующего содержания:
"Статья 79.1
Российская Федерация принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства.";
А вот тут глобальненько получается. Конституция это ведь документ для внутреннего пользования. Но нет, мы на лавры ООН замахнулись: "международный мир и безопасность" будем поддерживать и укреплять(!)

(Зашибись!) Гражданам страны МРОТ на уровне прожиточного минимума и международный мир укреплять. Привет ООН!

14) часть 2 статьи 80 изложить в следующей редакции:
"2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, поддерживает гражданский мир и согласие в стране, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти.";
Тут в отличие от оригинальной конституции заменили "обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти" на странное "обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти".

Так то в Конституции речь идет про органы государственной власти. Публичную власть придумали и засунули в Конституцию авторы поправок. Зачем? Откуда эту публичную власть взяли? Кто тогда непубличную власть организовывает?

15) статью 81 изложить в следующей редакции:
1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Тут с действующей Конституцией сходится.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Требование к кандидату на должность Президента Российской Федерации об отсутствии у него гражданства иностранного государства не распространяется на граждан Российской Федерации, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным конституционным законом, и постоянно проживавших на территории принятого в Российскую Федерацию государства или территории принятой в Российскую Федерацию части государства. Президенту Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Тут для кандидата в Президенты оставили прежним только возраст 35 лет. Остальное это нововведения.

Видимо, чтобы Трамп ненароком не стал президентом России...

Кстати, не уверен, что с такими требованиями в 2000-ом году Владимир Владимирович мог бы участвовать в президентских выборах (он ведь до 90-го года в ГДР проживал).

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков.
Тут убрали "подряд". Теперь только два срока и гуляй, Вася!

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.";
Ну, хоть это в Конституции прописывать не стали. И на том спасибо.

От действующей редакции не отличается.

16) часть 2 статьи 82 изложить в следующей редакции:
"2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии сенаторов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.";
Где они "сенаторов" нашли? В России есть члены Совета Федерации, которых называют сенаторами. Но не в Конституции же, это официальный документ, как ни как.

17) в статье 83: ( Президент Российской Федерации: )
а) пункт "а" изложить в следующей редакции:
"а) назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности;";
В оригинале: "назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации".

Замудренно получается с этой поправкой. Видимо, самое интересное еще впереди...

б) пункт "б" изложить в следующей редакции:
"б) осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации; вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;";
В оригинале: "имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации"

Для руководства Правительством РФ, по идее и тексту Конституции, есть Председатель Правительства. Ну, теперь еще и Президент будет Правительством руководить. (А говорили, нельзя двоим одновременно на одном унитазе...)

в) дополнить пунктом "б1" следующего содержания:
"б1) утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения; в структуре федеральных органов исполнительной власти определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации. В случае если Председатель Правительства Российской Федерации освобожден Президентом Российской Федерации от должности, вновь назначенный Председатель Правительства Российской Федерации не представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти;";
Ну, раньше это в Главе 6 Конституции было. Теперь сюда вот копи-пастнули... Ладно.

г) дополнить пунктом "в1" следующего содержания:
"в1) принимает отставку Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров, а также руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации;";
Вновь копи-паст из Главы 6 Конституции.

д) пункт "д" изложить в следующей редакции:
"д) назначает на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой (за исключением федеральных министров, указанных в пункте "д1" настоящей статьи), и освобождает их от должности;";
Мне уже страшно за Главу 6 Конституции. Они опять оттуда статью выдернули и сюда воткнули. Только добавили утверждение Государственной Думой.

Прочем, эти правки во взаимоотношениях Президента, Правительства и Федерального Собрания я пока оставлю. Скучно становится, а как сказала член рабочей группы по этим самым правкам Конституции, "Конституция это интересная книга". Промотаю эти правки и в отдельной заметке их целиком проанализирую.

Судебную систему и прокуратуру тоже для отдельной статьи оставлю. Там забавные правки получились.

Местное самоуправление
44) в статье 131:
а) часть 1 изложить в следующей редакции:
"1. Местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях, виды которых устанавливаются федеральным законом. Территории муниципальных образований определяются с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации, установленными федеральным законом.";
В сравнении с оригиналом тут малость намудрили. Вместо "городских, сельских поселений и на других территорий" тут какие-то "муниципальные образования, виды которых устанавливаются федеральным законом".

Структура органов местного самоуправления с этими правками вроде бы как и прежде определяется населением самостоятельно, но "в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации, установленными федеральным законом".

Как бы местное самоуправление самостоятельное, но в строгом соответствии с установленными федеральными законами порядками.

б) дополнить частью 11 следующего содержания:
"11. Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.";
Вот и органы государственной власти подкатили, которые в "установленных федеральными законами случая и порядке" могут формировать органы местного самоуправления. (С - самостоятельность!)

в) часть 2 изложить в следующей редакции:
"2. Изменение границ территорий, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий, в порядке, установленном федеральным законом.";
Тут тоже к оригиналу федеральный закон всунули, чтобы жители там у себя на местах сильно не расслаблялись (а то ведь им только дай волю!)

г) дополнить частью 3 следующего содержания:
"3. Особенности осуществления публичной власти на территориях городов федерального значения, административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации и на других территориях могут устанавливаться федеральным законом.";
Снова эта "публичная власть". Что это за зверь?

Кто-то догадался города федерального значения к местному самоуправлению записать. Так-то Москва и Санкт-Петербург это регионы (субъекты Федерации), а не муниципалитеты.

И федеральный закон как не всунуть, ведь без ФЗ местное самоуправление не будет самостоятельным, факт.

45) в статье 132:
а) часть 1 изложить в следующей редакции:
"1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения, а также в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи.";
Тут на муниципалитеты решено взвалить "доступность медицинской помощи", которая помнится к ведению Российской Федерации отнесена была, а потом еще и к совместному ведению Федерации и субъектов... а теперь еще и на муниципалитеты... (кто-нибудь да подберет)

б) часть 2 изложить в следующей редакции:
"2. Органы местного самоуправления могут наделяться федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации отдельными государственными полномочиями при условии передачи им необходимых для осуществления таких полномочий материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.";
Тут в сравнении с оригиналом колхоз получился. В оригинале ОМСУ могли наделяться ЗАКОНОМ государственными полномочиями. Авторы правок решили расписать: федеральным законом и законом субъекта. Спасибо за уточнение, но вроде бы в понятие "законом" входят и тот и другой, а третьего не дано; так к чему бумагу портить?

В оригинале ОМСУ наделялись государственными полномочиями "С передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств". В правках "при условии передачи....". На мой взгляд, в оригинале было логичнее, когда с полномочиями передавались средства, чем передача полномочий "при условии". (Но это вкусовщина)

в) дополнить частью 3 следующего содержания:
"3. Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.";
Вот она, "публичная власть"! Как же мы раньше жили, когда не было её - "публичной власти". Как же мы жили с органами государственной власти и местного самоуправления, с законодательными, исполнительными и судебными органами.

Вот введут в Конституцию "публичную власть" и заживем враз (!) Оно же специально вводится "для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории".

46) статью 133 изложить в следующей редакции:
"Статья 133
Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате выполнения органами местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций, а также запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.".
Тут вновь колхоз в сравнении с оригиналом. Вместо существующего и гарантированного права "на компенсацию дополнительных расходов возникших в результате решений, принятых органами государственной власти" теперь появится "возникших в результате выполнения органами местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций".

То есть теперь компенсация полагается только если ОМСУ вместе с государственными властями чего-то дополнительного нарасходовали да еще и при выполнении "публичных функций".

***

В общем, от этих правок Конституции у меня остались смешанные чувства.

В первую очередь, не покидает ощущение, что авторы правок просто из какого-то учебника по теории государства и права повыдергивали отдельные слова и фразы и воткнули их в произвольном порядке в Конституцию. Ну, тоже выход, ведь сроки на подготовку у них были очень сжатые.

***

Как связаться?

Давайте дружить:

Заходите на канал "Заметки провинциального юриста" в Яндекс.Дзен - там бывает интересно и даже полезно.

 

Присоединяйтесь к каналу "Не нуди" в Telegram, чтобы не пропускать свежие новости и публикации.

 

Подписывайтесь на канал "Сосед юрист" в YouTube - там ответы на юридические вопросы; ликонично и без занудства.

 

Задать вопрос или получить консультацию с разбором конкретной ситуации - проще всего посредством электронной почты.

 

Соответствующие ссылки ниже и на странице КОНТАКТЫ