Говорят, было время, когда органы государственной власти занимались делом, а не ерундой. Вроде бы госорганы для этого и создавались, чтобы делом соответствующим заниматься, но ...

В общем, близится величайший день в истории - день голосования "ЗА" (кто ж осмелится "против") поправки в Конституцию РФ. День этот настолько близок, что Президент даже подписал и опубликовал Распоряжение от 14.02.2020 № 32-рп (Об организации подготовки проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации).

И всё бы ничего, но распоряжение это как-то не очень вяжется с действующим законодательством. В частности, Президент взял да и возложил на Центральную избирательную комиссию РФ организацию подготовки проведения всенародного голосования. Соответственно, эти же обязанности возложены на избирательные комиссии.

А мой внимательный читатель, в отличие от президентов, депутатов и прочих председателей ЦИК, читать умеет и думает головой, а не каким-то другим местом. Потому мой читатель и понимает, что "общероссийское голосование" это не выборы и не референдум.

Теперь мы можем заглянуть в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В этом законе мы найдем, что избирательные комиссии нужны для проведения РЕФЕРЕНДУМОВ и ВЫБОРОВ. При этом мы не найдем в этом законе ничего про "общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию".

Да что там закон, мы и на сайте ЦИК вряд ли найдем что-то про это "всероссийское одобрение поправок".

И вот как тут быть? Голосование почти назначено, распоряжение президентское подписано, а закона для такого голосования нет и некому (по закону) это голосование проводить. Избирательные комиссии, как мы уже разобрались, не должны заниматься организацией "всероссийских одобрений", они должны организацией выборов и референдумов заниматься.

В связи с этим даже появился административный иск в Верховный суд РФ с требованием признать Распоряжение Президента незаконным и недействительным. (Иск можно тут почитать)

Впрочем, на этот иск тут же ответил и Верховный суд РФ, отказав в рассмотрении искового заявления. При этом мотив, по которому отказано в рассмотрении заявления, весьма спорный.

Цитирую определение суда:

В абзаце втором названного пункта говорится об участии в подготовке проведения общероссийского голосования избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, территориальных избирательных комиссий, участковых избирательных комиссий. Каких-либо обязанностей непосредственно на членов участковых избирательных комиссий данным распоряжением не возлагается.
При таких обстоятельствах абзац второй пункта 2 распоряжения Президента Российской Федерации от 14 февраля 2020 г. № 32-рп не создает препятствий к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов Артемьева А.Е. и не возлагает непосредственно на него каких-либо обязанностей.
То есть по мнению Верховного суда, избирательные комиссии существуют и действуют как-то отдельно от членов этих комиссий. И как бы Распоряжение президентское возлагает организацию "всенародного одобрения" на сами комиссии, а члены этих комиссий вроде бы ничего и делать не должны в связи с этим "всенародным одобрением".

Мне уже крайне интересно на это посмотреть. Вот приду я в назначенный (но пока не назначенный) апрельский день голосования на участок, а там ... не люди и не члены, а сама избирательная комиссия мне бюллетень как выдаст, да как потом голоса посчитает. Фантастика! но нет, это суровая реальность.

По логике Верховного суда, если избирательным комиссиям поручено провести голосование, то члены избирательных комиссий могут в этом не участвовать. Возьму на заметку, чтобы при случае воспользоваться.

Но вопросы остаются.

Во-первых, мы уже поняли, что избирательным комиссиям можно поручить что-угодно; закон не нужен; достаточно президентского распоряжения. Ну, например, пока нет ни выборов, ни референдума, чтобы не простаивали зря, можно им поручить дворы мести, бордюры красить, мышей полевых отлавливать... И это никак не нарушит правовой статус членов избирательных комиссий, ведь поручено будет самим комиссиям, а не их членам.

Во-вторых, для проведения "всенародного голосования" закон не нужен. Чтобы его затеять, организовать и провести достаточно президентского послания и парочки распоряжений.

На этом месте моя логика мне отказала, и вопросы отпали сами собой за исключением одного:

Зачем вообще нужен этот цирк с "всенародным голосованием"?! Ну, стыдно же. Как за такое голосовать?

П.С. В связи с вышеизложенным предлагаю увлекательный челендж (нынче модно). Условия простые, участие копеечное.

1. Если вы член избирательной комиссии, подготовьте административный иск с требованием отменить Распоряжение Президента Российской Федерации от 14 февраля 2020 г. № 32-рп.

2. Понятно, доступно и наглядно распишите в этом иске, как ущемляются ваши права в связи с тем, что вас обязывают организовывать не выборы или референдум, а неведомое "всенародное голосование".

3. Оплатите госпошлину 300 рублей и подайте иск в Верховный суд РФ.

Победитель получит бесценный приз: осознание того факта, что он своим заявлением смог уберечь избирательную систему России от дальнейшего сползания туда, куда она сползает (ну, как-то так, чтобы оскорбления не усмотрели).

Как связаться?

Давайте дружить:

Заходите на канал "Заметки провинциального юриста" в Яндекс.Дзен - там бывает интересно и даже полезно.

 

Присоединяйтесь к каналу "Не нуди" в Telegram, чтобы не пропускать свежие новости и публикации.

 

Подписывайтесь на канал "Сосед юрист" в YouTube - там ответы на юридические вопросы; ликонично и без занудства.

 

Задать вопрос или получить консультацию с разбором конкретной ситуации - проще всего посредством электронной почты.

 

Соответствующие ссылки ниже и на странице КОНТАКТЫ