ОСАГО умирает. А лечит его будут за наш счет

Каждый год в январе я пишу про изменения, случившиеся с ОСАГО. Так совпало. Пролистал свои блоги и статьи за прошлые годы и заметил этот факт.


Уже в прошлом году мне было страшно, но теперь сомнений не осталось. ОСАГО умирает.


Год назад страховые компании кричали во всеуслышание о своих убытках и автоюристах, которые не дают им работать. Отказывались оформлять полисы.


Под разными предлогами буквально отказывались от денег, которые несли им страхователи по всей стране. То бланков нет, то система не работает, то еще что-нибудь.


Отчаянные страховщики соглашались оформлять ОСАГО только в придачу к страхованию жизни или имущества.


Когда больной отказывается от пищи, это тревожный сигнал.


Государство тогда ввело электронные полисы ОСАГО. Чтобы у людей была возможность оформить полис, а у страховых компаний было меньше возможностей отказаться от денег.


Своеобразная капельница для пациента, который намертво сжал челюсти и отказывается от еды.


Страховщики нашли как им выкрутиться. Поначалу на сайтах страховых компаний постоянно происходили какие-нибудь сбои. Посетителей сайтов, оформлявших полис онлайн, бесконечно перенаправляли с сайта на сайт.


Потом поднялась волна сайтов-клонов, где мошенники под видом оформления электронного ОСАГО собирали деньги с ничего не подозревавших автовладельцев.


Сейчас я даже сомневаюсь, а были ли это мошенники? Вернее, не затеяли ли это сами страховые компании. Лучшей антирекламы Е-ОСАГО придумать сложно. То что им было нужно.


На удивление, мало в прошедшем году страховщиков штрафовали и наказывали за всевозможные нарушения.


Хотя и тут все довольно понятно. Страховые компании ноют, ОСАГО убыточное, автоюристы душат. Центробанк, ФАС, всевозможные надзоры и контроли понимают, что штрафовать страховщиков бессмысленно. Наказывай - не наказывай, а они как плевали на закон, так и плюют.


При этом всем стало очевидно, что те штрафы, которые со страховых компаний взыскивали за их нарушения в бюджет, очень скоро придется этим же страховщикам из бюджета вернуть в стократном размере.


Источник зла - автоюристы!


Под этим лозунгом страховые компании уже не первый год выпрашивают у Правительства, судебных органов и Центробанка всевозможные послабления для себя. Под ним же списывают свои убытки.


В конце 2017 года страховщикам даже удалось убедить Верховный суд РФ в том, что они жертвы, а все вокруг на них беззащитных наживаются.


26 декабря 2017 года Пленум Верховного суда РФ утвердил Постановление 58 "О применении судами законодательства об ОСАГО". О нем я писал в статье "Новое постановление Пленума Верховного суда РФ по ОСАГО как бы поправили в пользу автовладельцев".


Натуральное ОСАГО провалилось.


В 2017 году основной формой страхового возмещения по ОСАГО должен был стать ремонт на СТО по направлению страховой компании. Но не заработало.


Вот таких статей было много:


Почти полгода прошло с момента внесения поправок в закон об ОСАГО, вменивших рынку так называемое натуральное возмещение. Однако механизмы, на которые так надеялись чиновники, на деле не работают.


Страховые компании всячески пытались от натурального возмещения уйти. Под любым предлогом старались выплатить деньгами по установленным правительством расценкам. Недоплачивали СТО.


Сколько владельцев СТО удивлялись тому, что работы у них не прибавляется.


А сколько автовладельцев были вынуждены доплачивать СТО за ремонт по направлению страховой компании.


А между прочим, тарифы на ОСАГО поднимали с расчетом на натуральное ОСАГО и немного из-за привычных стонов страховщиков.


К тому же страховщики быстро смекнули, как использовать грозное наказание Центрального банка в своих интересах.


ЦБ в своем проекте предлагает отстранять страховщиков от возмещения ремонтом на срок до полугода, если нарушений в части организации ремонта будет более двух, но менее 1% общего числа отремонтированных автомобилей.


Ха! Напугали ежа голой ж... Им того и нужно было.


Воровство в страховых компаниях


Как-то почти незаметно прошли в прошлом году довольно серьезные известия о чудовищных масштабах коррупции и воровстве в страховых компаниях.


Глава «ФК «Открытие» и совета директоров «Росгосстраха» Михаил Задорнов рассказал в интервью газете «Коммерсантъ» о причинах финансовых проблем компании «Росгосстрах».

В «Росгосстрахе» к тому же сверху донизу царило воровство. И после этого мы говорим, что компания погорела на ОСАГО?!» - добавил он.


О чудовищном воровстве в страховых компаниях за прошлый год говорилось довольно часто, но не громко.


Гораздо серьезнее обсуждалась необходимость реформы ОСАГО, повышение тарифов, борьба с автоюристами. Много сетовали и на то, что автомобилисты стали чаще ездить без полисов.


Повысить штраф за отсутствие полиса ОСАГО


Член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Сергей Вострецов выступил инициатором повышения штрафа за отсутствие полиса ОСАГО с 800 до 5 000 рублей.


Во-первых, кому как не Члену по социальной политике и делам ветеранов озаботиться штрафом за полис ОСАГО.


Во-вторых, как этот Член комитета справедливо заметил, многие автомобилисты не покупают полис ОСАГО, так как сумма штрафа значительно меньше стоимости полиса.


Но другие депутаты его пока не очень поддерживают. Довольно глупо повышать штрафы для водителей, если не удается заставить страховщиков оформлять полисы.


В единомышленники к Вострецову пока записался разве что президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс, который обеими руками за такое повышение.


В январе 2018 года у страховщиков закончились электронные полисы ОСАГО


Как у страховщиков могли закончиться полисы, которые существуют только в электронном виде?


Ну, они долго думали и нашли способ не продавать е-ОСАГО.


Судя по всему, данный метод стал неожиданным даже для регуляторов. Крупная региональная компания объявила накануне о временном прекращении оформления договоров ОСАГО в электронном виде. В заявлении компании, опубликованном на ее сайте, говорится, что она «исчерпала количество номеров для заключения договоров». Теперь для оформления полисов «автогражданки» автовладельцы или их представители должны обращаться непосредственно в офисы компании.


Центральный банк РФ этот факт никак не комментировал. А раз у одной страховой компании прокатило, то и другим страховщикам с февраля можно взять этот способ на вооружение.


Тут же неожиданно открылось, что таксистам по всей стране сложно оформить ОСАГО.


Страховые компании буквально отказываются оформлять ОСАГО для автомобилей, которые используются в такси. Мол, слишком часто приходится платить.


Но для таксистов повышенные коэффициенты по ОСАГО. Повышенный базовый тариф. Таксисты и платят за полис больше. К тому же к полису ОСАГО таксистам еще навязывают дополнительное страхование. И попробуй откажись. Без ОСАГО таксист работать не может, ГАИшники на каждом углу его караулят.


А была еще волна "сбоев" с КБМ


Водители со стажем все чаще стали узнавать, что в базе РСА их КБМ (скидка за безаварийный страховой стаж) сгорела. Из-за ошибки или технического сбоя. Но многим пришлось платить за полис без положенной скидки за стаж. Лишь единицы потом восстанавливали КБМ и возвращали переплату.


Стаховщики стали агентами друг друга


Теперь это уже совершенно привычная ситуация. Приходишь в страховую компанию оформлять ОСАГО, а тебе выписывают полис другой компании. Странно, не правда ли?


Лет 10 назад такое было сложно себе представить.


У меня этому одно объяснение. Когда условная страховая компания "А" оформляет автовладельцу свой полис, комиссию она не получает. Не может ведь она сама себе заплатить.


Но если компания "А" своему клиенту выписывает полис компании "Б", то компания "Б" может с чистой совестью заплатить компании "А" агентское вознаграждение. Бюрократия и абсурд? Согласен. Но это реальность.


МВД обвинило страховщиков в создании мифа про автоюристов


Как гром среди ясного неба прозвучали выдержки из доклада Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ (ГУЭБиПК МВД РФ).


«Главными причинами посредничества и автоюризма в ОСАГО стали систематическое уклонение от выплат, затягивание сроков рассмотрения заявлений о страховых случаях, занижение размеров выплат, недоступность пунктов урегулирования убытков. По этой причине потерпевшие в ДТП стали обращаться к автоюристам за защитой своих прав, а во многом, еще и за защитой от издевательств, назовем вещи своими именами», - говорится в докладе ведомства.

Также ГУЭБиПК МВД РФ сообщает в докладе, что ущерб от уголовных преступлений на рынке ОСАГО составляет менее 1% от всех страховых выплат, причем каждое второе такое преступление совершается руководителями, сотрудниками, либо агентами страховщиков.

ГУЭБиПК МВД РФ в докладе также утверждает, что руководители страховых компаний пользуются мифом про автоюристов, чтобы оправдать намеренное банкротство, заранее выводя из компаний деньги (по подсчетам ведомства, из каждой компании выводится 3-5 млрд р.)


Российский союз автостраховщиков на следующий день попытался было оправдаться, но похоже, доклад МВД заставил их отказаться от любимой риторики. Впервые в Российском союзе автостраховщиков не назвали автоюристов мошенниками или криминальными автоюристами.


А теперь о том, что ждет ОСАГО в ближайшее время


В ноябре 2017 года, когда во всех бедах винили автоюристов, Депутаты внесли в Госдуму законопроект о санации страховых компаний через Фонд консолидации страхового сектора.


В декабре этот законопроект был принят в первом чтении.


Санация (от лат. sanatio - оздоровление, лечение) - система разного рода мероприятий, которые позволяют избежать банкротства.


То есть проблема серьезная. На грани банкротства находится не одна страховая компания. Ради оной компании не стали бы целый закон принимать.


Санация требуется многим компаниям.


Не буду пересказывать законопроект. По сути страховым компаниям выделят деньги из Фонда консолидации страхового сектора, который создадут по случаю принятия закона.


Этот Фонд будет состоять из денежных средств Банка России.


Откуда у Центрального банка (Банка России) деньги на оздоровление страховых компаний?


Эльвира Набиуллина каждый месяц свою зарплату в Фонд направлять будет.


Шучу, конечно. Деньги из бюджета, из наших налогов.


Те, которые могли бы пойти на пенсии, пособия, стипендии, на лекарства, сады и школы, на повышение зарплат. Вот этими деньгами будут закрывать дыры в проворовавшихся страховых компаниях.


Естественно, обсуждается дальнейшее повышение тарифов ОСАГО в 2-3 раза в ближайшие годы.


До кучи хотят снова реформировать техосмотр.


Мне сложно понять, почему дыры в бюджетах страховых компаний должны затыкаться бюджетными средствами. Все эти компании частные.


В России осталась одна единственная государственная страховая компания "Югория". И та продается.


Кстати, "Югория" тоже продается за бюджетные деньги. Как так?


Правительство ХМАО пытается продать «Югорию» с 2009 года, в то время ее оценивали в 7 млрд руб., но власти региона тогда отказались от приватизации. В 2012 году она еще раз была выставлена на аукцион за 5,2 млрд руб. Актив интересовал «Ингосстрах» - но компания не участвовала в торгах из-за сомнений в финансовом благополучии «Югории» (аудит показал убытки свыше 2,8 млрд руб.). Власти ХМАО сменили руководство, изъяли актив из плана приватизации и занялись его финансовым оздоровлением. В конце 2016 года «Югория» снова была включена в прогнозный план приватизации на 2017-2019 годы с номинальной стоимостью 3,8 млрд руб.


То есть пока компания продается, ее цена снижается (с 7 до 3,8 млрд рублей) и ее оздоравливают (читай, вливают деньги из бюджета).


Российские страховые компании не хотят работать. ОСАГО, которое некогда было основной строкой доходов, для них теперь в тягость. Слишком много внимания.


Им теперь гораздо удобнее космические корабли страховать. Деньги большие и бюджетные, а спроса никакого, даже если что-то рухнет или откажется взлетать.


ОСАГО умирает. Его будут реанимировать и лечить. А платить за все это будем мы с вами.

Как связаться?

Давайте дружить:

Заходите на канал "Заметки провинциального юриста" в Яндекс.Дзен - там бывает интересно и даже полезно.

 

Присоединяйтесь к каналу "Не нуди" в Telegram, чтобы не пропускать свежие новости и публикации.

 

Подписывайтесь на канал "Сосед юрист" в YouTube - там ответы на юридические вопросы; ликонично и без занудства.

 

Задать вопрос или получить консультацию с разбором конкретной ситуации - проще всего посредством электронной почты.

 

Соответствующие ссылки ниже и на странице КОНТАКТЫ